3 КОММЕНТАРИИ

  1. Копирайтерам – читать, писателям – конспектировать. Остальным можно пробежаться по диагонали.

    Знаю, что на irecommend.ru много копирайтеров и рерайтеров. Пишу этот отзыв для вас, пишущая братия! Пишу для того, чтобы вы оценили, насколько вам нужна книга Уильяма Зинсера и нужна ли вообще. Да, вот такая крамольная мысль.

    Книга «Как писать хорошо» покупалась в Лабиринте, где стоила что-то около 500 рублей с учетом скидок. Что совсем немало.

    Целью покупки было улучшение стиля и самосовершенствование в области копирайтерского ремесла. Получила ли я то, что хотела? Рассказываю…

    Зиснер сам профессиональный писатель, поэтому ему можно верить. Сам он пишет отлично, но есть и кое-какие детали, которые мешали читать:

    • много больших абзацев, превращающих текст в простынь, соответственно, читать сложно;
    • некоторые главы можно было сократить вдвое и по сути, и по содержанию;
    • основная направленность книги – писательство в стиле нон-фикш, так что для коммерческих текстов полезностей здесь немного.

    Много примеров, причем хороших и показательных. Это здорово. Есть примеры редактирования вживую, с пометками, почеркиваниями и вставками. Воодушевляет. Много размышлений и советов на тему бесконечной редактуры своих текстов – хорошо промывает мозги и снимает ощущение собственной неполноценности, когда пятый раз правишь текст, а он все равно шероховатый.

    Но все-таки к Зинсеру у меня есть претензия – слишком много текста😊 Нет, ну реально, можно сократить половину книги, преподав 50-60% информации тезисно+пара примеров.

    По профессиональным книгам я чаще всего делаю конспекты. Так вот конспект первой части «Как писать хорошо» У.Зинсера поместилась у меня на двух листиках маленького блокнота. Привожу здесь этот конспект, чтобы было понятно, о чем речь.

    1. Определиться с местоимением и не мешать его в тексте. Либо я, либо мы, либо от третьего лица.

    2. Соблюдать единство времени: говорим либо в настоящем, либо в прошедшем времени.

    3. Соблюдать единство тона: повествуем, делаем репортаж или сухо излагаем факты. Не мешать все это!

    4. Обязательно делаем зачин. Оптимально, если это интересный аудитории факт.

    5. Хорошо работает зацикленное окончание, когда во фразе повторяется мысль из начала статьи. Также прекрасно работают цитаты.

    6. Вычищать из текста спецификатор: слегка, вроде, немного, довольно, очень и пр.

    7. Трудно и сложно редактируется кусок текста? Выбросить!

    8. В начале фразы контрастные слова настраивают на внимание (но, однако, напротив, вместо этого)

    9. Технические тексты пишутся, исходя из того, что читатель ничего не знает.

    10. Со сложной тематикой хорошо работает правила пирамиды, когда текст начинается с интересного факта или узкоспециализированного момента, а потом он постепенно разъясняется и дополняется.

     

    Треть книги посвящена различным жанрам и тому, как писать мемуары, интервью, деловые бумаги, спортивные обозрения. Мне она пока ни к чему, но прочитала.

    А вот раздел про отношения – полезен. Здесь есть немного про эмоции, изюминку, свои хитрости. Но опять-таки, кое-что повторяется из первой части.

    Кому рекомендую? Продвинутым копирайтерам и журналистам обязательно. Особенно если вы имеете дело с разными текстами, берете интервью, пишете для глянца или газет. А вот среднестатистическим специалистам книга вряд ли будет полезна. Разве что на вырост. Практических моментов для коммерческого писательства, повторюсь, мало-мало. Тут я могу посоветовать хоть и спорные, но очень приличные книги Петра Панды или Максима Ильяхова.

    Если сомневаетесь, вот вам оглавление. Читайте и думайте, надо ли оно вам.

  2. Читать и перечитывать! Книга от профессионала, которая помогает преодолеть внутренние страхи и не бросить свое желание писать!

    Чем старше становлюсь, тем больше убеждаюсь, что в школе меня писать не научили. Иногда мне очень интересно – как оценивались наши работы, кроме знания где ставить запятые и разделить весь текст на три абзаца, если в университете и потом грамотно и логично излагать свои мысли было так трудно? Наверное, я буквально на физическом уровне ощущала как трудно работает мой мозг, как не может уловить важные идеи, когда я в руке держала ручку.

    Поймите правильно, писать контрольные и экзамены – это самая легкая форма творчества, которую только можно придумать. На таком уровне проверки и оценки ничего кроме знания фактического материала буквально не существовало. А как мы коряво тогда писали, и как преподаватели это допускают! А писать я хоте, и всегда искала пути писать лучше.

    Поэтому я завидовала образованию западного образца, где важной частью является развитие критического и творческого мышления – основ для качественного изложения мыслей в письменной форме.

    Таким образом, выискивая способы быть грамотнее, усмирять свои мысли и быть более последовательной в изложении текста.

    Книга Уильяма Зинсера Как писать хорошо я прочла в первый раз очень давно, еще в оригинале , и она стала одним из столбов, который мне помог усмирить внутренних демонов неуверенности. ( Если у вас есть возможность, рекомендую читать в оригинале "On Writing Well". У автора очень легкий и понятный слог, так что прокачаете еще и английский)

    С первых страниц книги я пропиталась уважением к автору. Не знаю, моя фантазия или нет, но дружелюбный тон наставничества и твердой уверенности, что писать могут все, кто готов трудится, были для меня, да и есть, главным ориентиром на писательском поприще. И об этом говорит сам автор.

    Чего вы в книге не найдете?

    1. Каких-то конкретных редакторских советов. Хотя местами Зинсер дает хорошие советы, но лично для меня воспринимать собственный текст больше помоглa книга Ильяхов и Сарычевой "Пиши, сокращай". Книга Зинсера – это помочь усмирить собственную неуверенность, сумбурность и хаос.
    2. Чтобы понять советы Зинсера относительно структуры и плана текста, нужно чтобы был минимальный опыт и понимание создания текста. Его подход писать о структуре – не самая сильная часть книги. Зинсер прекрасен в тематической подачи материала, как решать задачи с конкретной перспективы.
    3. Советов быстрого успеха. Иногда в книге можно встретить фразу "а это предложение я писал больше часа". И он объясняет почему одно предложение можно писать больше часа. Или почему книги пишутся долго. Почему писательство – это не только слова и диплом филолога, это внутренние переживания автора, обдумывание перспективы подачи информации и выискивание самого важного.

    Что мне книга Зинсера дала?

    1. Уверенность в своих ошибках. Потому что если я пишу и анализирую то что я пишу – я двигаюсь. И это главное. Это маленькие шажки к цели.
    2. Писательство – это не столько талант, как усердие. Множество примеров известных авторов и их вклад в свои тексты дает ощущение что я на правильном пути, даже если что-то мне мешает писать, интуитивно я этого хочу. Поэтому я буду писать дальше.
    3. Я открыла для себя малоизвестный жанр литературы – документальную прозу. Хотя я и читала некоторых авторов из упомянутых (а Зинсер дает множество интересных примеров, которые я время от времени читаю, а Вирджинию Вулф – регулярно). Я по другому начала смотреть на художественные книжки и биографии.
    4. Множество перспектив. Уильям Зинсер в своей жизни писал о множестве вещей, и много раз он находил уникальный подход написать историю интересно. Автор делится своим опытом, как сделать задание интересным, как выискать крупинку, которая вас нравится и сделать из нее историю.
    5. Мой текст – это я,мои переживания и особенно – мои страхи. Чем больше я пишу, тем больше я формирую себя как личность.

    Вот такой получился отзыв, кажется, без спойлеров) В конце могу сказать, что эта книга у меня заслуживает места в золотой пятерки лучших книг для пишущих. Она искренняя, поучительная, полна советов и инсайтов. Пишите, чтобы вам не говорили другие, если вы чувствуете, что вам это нужно.

    Достоинства
    • ёмко
    • профессионально
    • с практическими разборами текстов
    • советы по поиску своего стиля
    • считаю, что книга уникальна в своем роде
  3. Профессионал рассказывает вам то, что вам никогда не расскажут в ВУЗе – четкая практика, разбор примеров, личный опыт автора.

    Привет, айрекоммендцы!

    Меня зовут Алена и по долгу службы мне приходится много писать.

    В честь этого я постоянно нахожусь в поиске профессиональной литературы, которая поможет мне либо отточить слог, либо победить разностилицу. Как говаривала мне моя редактор: "Алена, у тебя тут хорошо, а тут – совсем из другого анекдота…".

    Сразу скажу – литература, на которую я постараюсь у себя написать отзывы, мне действительно помогает. Одна из первых "помогаек" – Уильям Зинсер "Как писать хорошо" (Альпина Паблишер, 2014 год). У меня на руках второе издание, переводчик В.Бабков.

    Поскольку я пишу отзыв на деловое пособие, то постараюсь без обилия эмоций. Что мне понравилось в первую очередь:

    • профессионализм автора – он писатель-публицист (область "Нон-фикшн", описание реальных событий), преподаватель;
    • четкая структура книги – общие принципы письма, методы (планирование текста), жанры (как писать в том или ином жанре, о тех или иных вещах, описываются нюансы и различия между, например, рассказом о себе и рассказом о спорте и т.д.);
    • лаконичный и довольно искусный язык повествования – пишет автор просто, но при этом не переходит на простоту разговорную. Пока читаешь, можно много взять у самого автора в его изложении. Хорошая проза.

     

    Уильям рассказывает о таких вещах, которые вам не расскажут ни на факультете журналистики, ни на филфаке – он разбирает примеры и четко анализирует все предложения, построение словесной ткани, конкретно указывает, где автор взятого в пример текста совершил стилистическую или психологическую ошибку.

    Поскольку везде и всюду много теории, но примеров, КАК это применить на практике почти нет, то "Как писать хорошо" в этом плане – находка.

    Я предпочел бы, чтобы он взял пример с президента Франклина Рузвельта, который некогда пытался перевести на человеческий язык распоряжения своего собственного правительства вроде указа о затемнении зданий в 1942 г.:

    "Следует принять меры, обеспечивающие полную невидимость на неограниченное время в течение воздушных налетов всех муниципальных объектов, занимаемых органами федерального правительства, путем изоляции всех источников как внутреннего, так и внешнего освещения".

    «Скажите им, — попросил Рузвельт, — что, если уж нельзя во время бомбежки уйти с работы, пусть занавесят чем-нибудь окна, да поплотнее».

    Это один из примеров. Зинсер находит выдержки из документов, книг, публикаций в журналах и объясняет, почему так НАДО или НЕ НАДО делать. Просто, понятно, доступно, но не грубо и не "бульварно".

    Собственно, половина книги состоит из наглядных примеров, и за это автору нужно поставить памятник.

    Особенно нравится мне четвертая глава – "Отношение". Вот здесь и идут эмоции. Уильям описывает, как найти свой стиль, как сделать текст "своим", правдивым и узнаваемым, как найти свою собственную авторскую изюминку.

    Возьмем для примера прилагательное «личный» в выражениях вроде «мой личный друг», «мои личные ощущения» или «ее личный доктор». Это одно из сотен слов-паразитов, которые необходимо уда­лять. «Личный друг» пробрался в язык ради того, чтобы составить альтернативу «другу по работе», унизив тем самым и язык, и дружбу.

    В общем, это пособие НАМНОГО лучше тех других, что я читала. А читала я – ой-ей-ей. Написано профессионально, легко, но не по-дурацки упрощенно. Всего 287 страниц, если даже по 10 страниц в день, то за месяц – осилите. Рекомендую к прочтению всем. Тем, кто работает со словом, я не рекомендую, а настоятельно требую прочесть "Как писать хорошо". Даже если у вас уже большой опыт, это еще лучше – вы по достоинству оцените автора и приобретете в его лице советчика и друга-коллегу.

    Спасибо, что заглянули и осилили.

    Может, я не все рассказала, что вы хотели бы знать об этой книге? Спросите в личку или в комментариях, я с удовольствием отвечу.

    Всем пока!

    Достоинства
    • ёмко
    • профессионально
    • с практическими разборами текстов
    • советы по поиску своего стиля
    • считаю, что книга уникальна в своем роде
    Недостатки
    • не нашла

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите текст вашего комментария!
Введите своё имя