8 КОММЕНТАРИИ

  1. От автора нашумевшего “Географ глобус пропил”, “Тобол” и “Золото бунта”: фрески с головами собак

    Лучшие романы сделаны из массовых фобий. Европы боялась наследия своего Среднивековья, и родился готический роман с Дракулой. Америка мегаполисов боится маленьких городков, где черт знает что происходит, и Стивен Кинг становится королем. Русская провинция боится осатаневшей Москвы, и в бреду провинциалов рождается вампирская Москва "Дозоров".

    Мое знакомство с Алексеем Ивановым, визитной "карточкой" родного Пермского края, началось с книги, которая пришлась по душе, но которую я никому советовать не буду из-за долгой (ну ооочень!) раскачки. Ведь может просто не хватить терпения! Мое терпение – стальное, мне легче дочитать и я крайне редко бросаю начатое. Потому в какой-то момент переступила через себя и..полилось, побежалось, покатилось. «Золото бунта» погрузило меня в годы после Пугачевского восстания, «Псоглавцы» же – иное дело, современное. Совершенно не схоже по стилю, хотя атмосфера деревни, прописанная здесь, представляема до мельчайших деталей, как и сплавы Осташи в "Бунте". В лучших канонах, так сказать: безработица, жизнь натуральным хозяйством, мужицкая пьянка и соседские разборки из развлечений, магазинчик на всю округу, количество жителей наперечет. Разделение на местное и пришлое, деревенское и туристское.



    Мягкая обложка, 415 страниц


    Мягкая обложка, 415 страниц

    Три совершенно не похожих друг на друга человека внедряются в одно из погибающих российских селений, чтобы вывести старинную фреску святого для музея. Дело – хорошее, необычная фреска все равно здесь сгинет…как и остальное. Люди деградируют от речи до образа жизни. Кто мог – сбежал, а кто не смог? Почему не смог? Находясь какое-то время в этой деревне, один из героев явно ощущает, что что-то происходит, но не улавливает саму природу этих предчувствий. В которую нельзя поверить и которая похожа на ирреальную киношную картинку. Был образ на фреске человекособаки, а отвернешься – нет его. Как такое рассказать прилюдно?.. Куда делось?.. Почему мокрой псиной пахнет?…

    Я не могла оторваться от истории, хотя определенно считаю, что исторических вставок было слишком много. Желающий и интересующийся – и так все проштудирует! А вот рядовому читателю хотелось бы быть ближе к действию. Нет, для меня страшных моментов здесь не было, но некоторые события были на-столь-ко ярко представляемы, что я будто смотрю кино, только вот оно не идет дальше, когда картинка должна смениться, а будто застопорилась и ты видишь словно наяву сначала нечеткий образ, а далее – в нос бьет запах, в кожу – ветерок, от чего покрываешься мурашками (не ты, а тот, кто смотрит на это все), во тьме очертания становятся отчетливыми…и уже различаешь…сутулых животных, ходящих на двух ногах.

    Рыщущих.

    Нет, это не история о знакомых нам верфольвах или оборотнях, это намного ближе, роднее и естественнее.

    Слышишь ли ты собачьего рыка?..

  2. Не слишком нервным – непременно читать!

    Ну что скажешь – книга отличная, и рекомендовать ее нетрудно. Если вас интересует мистика, таинственное и ужасное в исторических декорациях … то да , читать стоит обязательно. Но, как всегда у Маврина (Иванова) книга не только о фреске на стене старой старообрядческой церкви, за которой приехали трое москвичей…

    Аннотация нам рассказывает:

    «Псоглавцы» — блестящий дебютный роман Алексея Маврина, первый в России роман о «дэнжерологах», людях, охотящихся за смертельно опасными артефактами мировой культуры.Затерянная в лесу деревня, окруженная торфяными карьерами. Рядом руины уголовной зоны. Трое молодых реставраторов приезжают в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной церкви погибающую фреску. Легкая работа всего на пять дней…

    Хотя к счастью, история не только про изображение святого Христофора с собачьей головой и особенности жизни людей в затерянной и забытой всеми деревне. Интересно, как главный герой, который казался на фоне двух других самым заурядным, неуравновешенным и чувствительным, оказывается самым морально самым сильным и устойчивым, способным выжить и спасти других в насыщенной деградацией среде, разъедающей все, как кислота…

    Книга конечно, атмосферная – мало кто имеет представление о деревенской жизни в глубинке, такой трудной, страшной и обыденной, которую недалекие, самоуверенные заезжие москвичи с высоты своих удобств осмеливались презирать; ровно до тех пор, пока не стали ее частью. Так что все рассуждательства о том, что человек повелитель природы, и определяющий вид на земле… увы, он не повелитель даже своей природе. И не всегда понимает, до каких границ он человек; нередко первое же испытание на прочность его превращает его не в зверя, а в чудовище. И не помогают ни амбиции, ни культура, ни вино, ни авто, ни доступный гугл, ни иностранный язык и учеба заграницей. Но чувства и человечность помогают. Отчасти близкая тема затрагивается в книге О.Л. Денисовой "Берендей" .

    И вместе с тем "Псоглавцы" легкое и захватывающее повествование, а какой тут прекрасный, невесомый и точный язык, не мешающий работе воображения.

    По прочтении интересно поразмышлять над тем, что делает нас людьми и как это зависит от места нашего пребывания : у кого и как, каким образом бытие определяет сознание. Результаты этих раздумий не сулят комплиментов. Всем любителям простых объяснений и распространителям метода "жизни в позитиве рекомендуется" читать на ночь для прояснения.

    Конечно, герои второго ряда тоже интересные ; сотрудник Эрмитажа с навыками спецназовца – это, конечно красивая легенда, но он на месте – история достаточно динамичная и во втором слое, не на поверхности – сложная. И вместе с тем романтичная, оставляет читателю надежду … Да и любовная линия тоже вполне себе …оптимистичная.

    Можно добавить, что в книге ужасы – не особо страшные, они средство, а не цель… Так что любителям кровавых разборок между монстрами в ночной мгле текст покажется мало пикантным.

    Рекомендую. Читала в бумаге, книгу покупала на "Озоне". Издание приятное. Книга годится для отпуска.

    Достоинства
    • * интересный сюжет
    • отличный язык
    • прекрасный язык
  3. Основной вопрос философии.

    «С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!»

    Фёдор Михайлович Достоевский

    Это будет рецензия сразу на цикл «Дэнжерологи», то есть на обе книги сразу: на «Псоглавцев» и «Комьюнити».

    Начну за упокой, но кончить обещаю за здравие.

    Творчество Алексея Иванова я полюбил после пеплума «Тобол», хотя до него были «Географ» и «Общага». Однако, если «Общага» и «Географ» показались мне вещами достаточно проходными, то «Тоболом» я восхитился, поразился, вдохновился и схватился за всё, что только не выходило у этого автора. И пока скажу, что «Тобол», на мой сугубо личный взгляд, – самое сильное его произведение, которое выше всех иных прочих на порядок алгебраической, а может быть и геометрической прогрессии.

    Что мне не понравилось в «Дэнжерологах»? Мне не понравился какой-то однобокий, весьма субъективный и отнюдь не оригинальный взгляд на окружающую объективную реальность. Не знаю, не разобрался для себя, позиция это автора или позиция героев его произведений, но что деревня в «Псоглавцах», что жизнь хипстера из «Комьюнити» описываются с позиции того, кто деревню видел в последний раз в 94-ом году, проезжая мимо неё на электричке и страдая тяжёлым похмельем, а про хипстера написано так, как будто он конъюнктурщик конца 70-ых годов: курит Marlboro, прикуривая его от Zippo и стряхивает пепел в пепельницу, которая тоже Marlboro, а главная его жизненная забота – квартира в Москве. Ладно, хоть вместо «Волги» и плеера «Романтик» у него, конечно же, Lexus и iPhone. Китч! Клюква! Халтура! «Не верю!»

    Внутренний мир этих персонажей тоже какой-то кроманьонско-потреблядский – этакий Евгений Онегин из пригорода забытого богом райцентра, весь быт которого настолько физиологичнен и натуралистичнен, а секс до того бессмысленен и беспощаден , что, например, описание похода в туалет у Буковски с подтиранием задницы грязными трусами или клизмы у Мариенгофа в «Циниках» вспоминаются уже и весьма аппетитными. Нет, если бы инопланетянин узнал о плотской любви из книг Иванова, то подумал бы, что это какая-то неприятная, но обязательная процедура для рода человеческого, вроде анализа крови на реакцию Вассермана или контрольной работы по алгебре в восьмом классе. Если бы только этим книга ограничилась, то, разумеется, я бы этих строк писать бы не стал.

    Однако я пишу об этих книгах потому, что помимо бытописания неестественных персонажей в несуществующей вселенной, тут есть ещё одна составляющая – история. И вот тут за Ивановым не угнаться. Именно эта, настоящая, полноценная и полнокровная составляющая оживляет ту серую и мутную сюжетную канву, которая, кажется, существует только для того, чтобы был повод для исторического экскурса. И когда начинаются изыскания про Раскол, про Никона, про Аввакума, про Алексея Михайловича, про боярыню Морозову, про политические, экономические и социальные причины тех или иных явлений – это просто песня! Эти исторические вставки подаются настольно живыми и увлекательными, что всё остальное, была бы возможность, пропустил бы и не жалел потом ни о чём. Потому что когда читаешь о мытарствах Кирилла и Лизы под одним одеялом, то хочешь, чтобы это всё поскорее закончилось, а когда тебе описывают ветхую церковь, стоящую на опушке зловещего торфяника и рассказывают историю фрески на обшарпанной стене… «Это просто праздник какой-то!».

    Для себя теперь понял, что читать Иванова надо так: если книга «современная» ( «Блуда и МУДо», «Пищеблок», «Географ» и т.д.), то это развлекуха, чтиво бульварное – хорошее, но бульварное. А вот если в основу лёг материал исторический, серьёзный и продиктованный самой жизнью – вот тут можно быть уверенным – Вещь! Перефразируя героя «Общаги на крови» скажу, что когда автор берет сюжет из головы, руководствуясь только своей, авторской логикой, он нам рассказывает только свою историю, а когда он берёт, и логику истории, натуры, пропускает через себя, то получается шедевр.

    P.S. Совсем недавно сетовал в рецензии на «Тёмную сторону Москвы», что большие авторы не берутся за беллетризацию городских легенд. Оказывается, берутся. Конечно, Иванов не Брэдбери, но и явно не Артемьева.

  4. Шикарный образец деревенского хоррора! Страшилка в лучших традициях Кинга.

    Книга написана современным русским писателем А. Ивановым под псевдонимом Маврин и это меня очень радует, что у нас есть такие отечественные писатели, не хуже С.Кинга, а может и лучше. Просто Кинга читают все и это модно, а Иванова читают мало и очень зря.

    Иванов в основном пишет исторические романы и они просто великолепны, но иногда прибегает к жанру мистики. Роман Псоглавцы написан именно в этом жанре. Он меня пронял до дрожи вдоль позвоночника. Очень атмосферный, очень страшный, очень мистический, да еще написан прекрасным языком и стилем.

    Меня зацепило, не хотелось отпускать героев и расставаться с книгой (жаль, что это короткая повесть). Я даже после прочтения полезла гуглить про Керженский заповедник и посмотрела множество видео обзоров о заброшенных деревнях на реке Керженец в Нижегородской области, это тоже было ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. Хотя я и живу в Нижнем, но никогда не была в этих заброшенных деревнях, а теперь очень хочется там побывать.

    Конечно в романе есть и некоторые шероховатости, которые мне подпортили праздник страха, конкретно – это были отсылки к википедии и довольно часто герой книги гуглил и выдавал нам тексты слово в слово, которые легко можно найти в сети. Можно было этого не делать или хотя бы не так часто.

    О чем собственно речь: трое совершенно случайных мужчин, по найму от некоего богатого заказчика, за щедрое вознаграждение, едут в деревню старообрядцев, находящуюся в Керженском заповеднике, снимать очень редкую фреску со стены в заброшенной церкви. Это первая и кажется единственная книга, рассказывающая о деятельности "дэнжерологов", людей охотящихся за произведениями мировой культуры.

    Советую прочитать всем любителям тайн, загадок, мистики, хоррора. Получите полные штаны впечатлений не меньше чем от книг С.Кинга.

    Достоинства
    • заставляет многое изучить
    • прекрасный язык
    • тайны, загадки, мистика
  5. Это нечто!))

    Для начала расскажу о сюжете: В вымирающей деревушке Калитино есть полуразрушенная церковь, где фреска – еретическое изображение Св. Христофора. Он изображен с головой собаки. Трое молодых реставраторов отправляется туда, чтобы законсервировать и снять фреску, доставив ее в музей, они остаются на ночлег в заброшенной школе. Вся процедура должна была занять около 5 дней, НО не все так просто. Деревня в старину была раскольничьим скитом, и таит в себе немало опасностей. Уже в первую ночь начинают происходить пугающие события, запах псины, цокот собачьих когтей. А за дверью – никого. Очень интересный сюжет, никакого занудства. На каждой странице что то происходит!))) Очень жаль, что у Маврина это пока единственная книга, с нетерпением буду ждать новых романов. Ведь это – его дебют, а значит, дальше будет только интересней) Кстати-рекомендую посмотреть Буктрейлер, чтобы прочувствовать атмосферу))

  6. Не люблю фантастику, не люблю современную русску литератеру… Но полюбила эту книгу

    Услышала я о ней от подруги, скачала на электронку, но так она и осталась среди кучи других книг "на потом". И вот наступило лето, зажилось как-то слишком хорошо и спокойно, захотелось чего-то страшного:)

    Итак, о чем же она:

    «Псоглавцы» — блестящий дебютный роман Алексея Маврина, первый в России роман о «дэнжерологах», людях, охотящихся за смертельно опасными артефактами мировой культуры.

    Затерянная в лесу деревня, окруженная торфяными карьерами. Рядом руины уголовной зоны. Трое молодых реставраторов приезжают в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной церкви погибающую фреску. Легкая работа всего на пять дней… Но на фреске — Псоглавец, еретическое изображение святого Христофора с головой собаки, а деревня, оказывается, в старину была раскольничьим скитом. И во мгле торфяных пожаров все явственней начинает проступать иная история — таинственная и пугающая.

    Много загадок таит эта деревня. По ночам в коридоре — цокот собачьих когтей, запах псины… распахнешь дверь — никого.

    Бежать — но многим ли удавалось отсюда уйти…

    А в ветхом домике по соседству — робкая девушка «с египетским разрезом глаз… и таким изгибом губ, потрескавшихся от жары, словно эти губы знали о жизни всё»…

    Книгу прочитала за 2 дня, на одном дыхании, полностью погрузилась в атмосферу деревни Калитино. Очень хорошо описана местность, природа, в течение прочтения будто чувствовались запахи, дуновения ветра и тому подобное. Раздражающее поведение местных жителей по отношению к москвичам действительно очень тонко, без фальши показывает своим примером деградацию забытых деревень России, что грустно… Но, повторюсь, никакого преувеличения не было, все в меру и очень реалистично.

    – Да. А цель номер один – пронаблюдать реакцию социума.
    – Социум ужрётся и отмудохает нас, – не сдержался Гугер

    Видимо, строй жизни определял строй мысли, а каковы мысли – такова и речь.

     

    Что касается главного – псоглавцев… Я впечатлена) Классно, очень классно было читать эту книгу и переноситься в деревню, где не водились собаки, но в заброшенном помещении главный герой отчетливо чувствовал кисловатый запах псины и тихое рычание. Здорово было чувствовать от страха холодный комок в горле и желание вскрикнуть и побежать куда глаза глядят, бросив электронную книгу в стену))

    Книгу рекомендую! Возможно даже буду перечитывать, что редкость если честно. Но, да, чувствую, что захочется вернуться в ту атмосферу, почувствовать ужас и тд)

    Дверь в ад может открыться где угодно: и в старой могиле колхозника, и в собственной душе. В душе даже вероятнее.

  7. А какая была обложка…

    После Тобола я воспылала любовью к творчеству Алексея Иванова. А тут попалась на глаза книга его авторства. Как тут удержаться. Тем более какая обложка! Тут вам и оборотень на фреске и человек бегущий по лесу. Кто бы только знал насколько я люблю книги о людях, которые заблудились или бегут от кого-то по лесу. А еще лучше заблудились и бегут. Это тогда просто литературный оргазм.

     

    И что я получаю?

     

    Нет, будем справедливы, есть достаточно жуткие момент. Особенно когда герой стоит на водонапорной башне, а внизу кто-то ходит. А он прямо в сердце логова оборотней.

     

    И страшилки от бывшего зэка. И то самое спасения путем бега через лес.

     

    Но боже мой, сколько же тут лишнего!

     

    Эти статьи из интернета, какой-то скомканный финал, общая картина состоящая словно из обломков чего-то хорошего.

     

    Походе на дрезину на которой едут герои. Вроде и на ходу и выглядит забавно, но все равно так себе транспортное средство.

     

    Скидка на то, что это была первая книга Иванова (Марвин – псевдоним). Может, напиши он ее сейчас, было бы гораздо лучше.

  8. Воображение – страшная сила

    Есть читатели, которые любят пощекотать себе нервы описанием кровавых оргий и прочих пугающих моментов. Эта книга – не для таких, там не будет расчлененки, хотя мистики присутствует изрядно. Я не люблю ужастики ни в кино, ни в литературе, но люблю загадочность в сюжете, хорошо прописанных персонажей и адекватные диалоги. Все это в книге найти можно.

    Начало совсем не страшное, но сразу погружает читателя в атмосферу, созданную автором. Не знаю, как кому, но мне важно "видеть" обстановку, героев во время прочтения. Автор пишет захватывающе, вы действительно сможете насладиться картинкой, созданной вашим воображением.

    Мистическая составляющая обыграна достаточно интересно. Я думала, в этой тематике ничего нового не найду, но таланту писателя все доступно. Не могла оторваться от книги от первой до последней строчки.

    Из минусов – возможно, кому-то повороты сюжета покажутся предсказуемыми или нелогичными. Я предпочла на недостатки не обращать внимания и специально их не выискивала.

    Достоинства
    • * интересный сюжет
    • прекрасный язык
    • тайны, загадки, мистика

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите текст вашего комментария!
Введите своё имя